НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!
Справка:
Ежегодно в Беларуси регистрируется около 400 причинений легкого телесного повреждения (статья 153 Уголовного кодекса, наказывается вплоть до ареста на срок до трех месяцев) со стороны членов семьи и близких.
За истязание родных, то есть умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, либо систематическое нанесение побоев к наказанию до пяти лет лишения свободы осуждается более 500 семейных «скандалистов».
Насилию, сопряженным с умышленным причинением менее тяжкого телесного повреждения (наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок), подвергаются примерно 120 потерпевших, и более 350 – насилию с умышленным причинением тяжкого телесного повреждения (наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет).
Ежегодно в Беларуси 150 человек (каждое четвертое убийство) погибают от рук близких людей. Убийство наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.
Родители и дети. Насилие над детьми в семье
Посмотрите, отцы, вашим детям в глаза,
Будьте, мамы, добры, справедливы.
Пусть с ресниц у ребенка не капнет слеза,
А душа станет самой счастливой.
Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. По данным статистики, около двух с половиной миллионов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет избивают родители, более 50 тыс. ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, более 50% преступлений в быту совершаются в присутствии детей, 30-40% всех тяжких преступлений в быту совершается в семье.
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы.
Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Эмоциональное (психическое) насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (экономическое насилие) — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.
Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом, сексуальным насилием или развращением является не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий.
Одним из проявлений жестокого отношения к ребенку, является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще не родился, т.е. ребенку от нежеланной беременности. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Последствия
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически, все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева ни имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Самое обидное, что решение своих проблем дети — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Большинство дел о насилии над детьми в семье не доходят и до милиции по разным причинам. Родители отказываются от показаний, кроме того, очень низкая социальная ответственность соседей, родственников — всех тех, кто может увидеть или услышать, как избивают ребенка. Да и сами дети считают что, любая семья лучше приюта, а также бояться потерять любовь немилосердных родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
- Прислушайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство
- Принимайте решения совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняться тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
- Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.
- Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
- Требуя что-то от ребёнка, давайте ему чёткие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребёнок нуждается в повторении.
- Не требуйте от ребёнка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.
- Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
- Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.
- Подумайте, в чём трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
Памятка для педагогов и родителей
«Насилие и его последствия для детей»
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко угроза его жизни или даже смерть.
-ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ:
Действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, а также сверстников или других детей, в результате которых физическое или умственное развитие ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью или кулаком, пинки, царапанье, ожоги удушье, грубые хватания, щипки, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.
-Физические признаки
*без объяснения образующиеся гематомы (в различных стадиях заживления), рубцы, следы укусов
*без объяснения образующиеся ожоги (в особенности ожоги от окурков)
*необъяснимые фрактуры, ссадины, рваные раны
-Признаки, касающиеся поведения
*самоповредительное поведение
*исключительная замкнутость или агрессивность
*избегает физического контакта
*боится идти домой
*сбегает из дома
*болезненная ходьба
*носит скрывающую тело, неподходящую для погодных условий одежду
-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:
Это любое действие, которое помещает эмоциональное напряжение ребенка в положение, опасное для возрастного развития ребенка (страх, волнение, унижение, отчаяние). Например, обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, унижение его достоинства, отвержение ребенка, длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т. д.
-Физические признаки
*речевые дефекты
*позднее физическое развитие
*обострение дефектов здоровья
-Признаки, касающиеся поведения
*дурные привычки (сосание, качание)
*антисоциальное и деструктивное поведение
*заторможенное развитие
*апатичен, устает
*эмоционально холоден, проявляет вандализм или агрессию по отношению к другим
-ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ:
вид недостойного обращения с ребенком, при котором ребенок помещается в состояние психического или физического неудобства оттого, что его первостепенные потребности не удовлетворяются со стороны родителей. Пренебрежением к ребенку считается невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
-Физические признаки
*заброшенность
*отказ от ребенка
*Недостаток заботы
*непрерывное чувство голода, плохая гигиена, несоответствующая погодным условиям одежда, наличие вшей
*исхудалость
*измученный вид
-Признаки, касающиеся поведения
*ворует еду, просит чужих людей дать ему покушать
*часто в мыслях «где-то витает»
*часто опаздывает или прогуливает школу
*самоповредительное поведение
-СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:
Это всякого рода сексуальная активность по отношению к ребенку, которая превышает нормы общения с ним
-Физические признаки
*рваное или кровавое нижнее белье
*боль или зуд в области гениталий
*трудности при ходьбе или сидении
*гематомы или кровотечения на внешних гениталиях
*венерические заболевания
*беременность
*частые инфекции мочеиспускательных каналов
-Признаки, касающиеся поведения
*замкнутый или в непрерывной депрессии
*вызывающее (предлагающее себя) соблазняющее поведение
*низкая самооценка и минимальная вера в собственные возможности
*плохие отношения со сверстниками
*избегает физического контакта
*истерическое, эмоциональное неравновесие
*исключительно хорошее знание о сексе и об играх сексуальной направленности
ЕСЛИ ХОТЯ БЫ НА ОДИН ИЗ ЭТИХ ПУНКТОВ ЕСТЬ ОТВЕТ «ДА»,
ТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ!!!
Куда обратиться за помощью?
-в социально-педагогический центр
-в милицию НЕМЕДЛЕННО в случаях выявления сексуального и физического насилия!
-в органы опеки и комиссию по делам несовершеннолетних–НЕМЕДЛЕННО!
ЧТО СДЕЛАТЬ ЕЩЕ?
-сообщить о случившемся родителям или законным представителям ребенка
-в случае сексуального или физического насилия вызвать скорую помощь или оказать ребенку первую помощь, внимательно следя за тем, чтобы не уничтожить следы преступления (не мыться, не стирать одежду)
-постараться оградить ребенка от дальнейшего контакта с насильником (отвести в социальный приют, остаться с ребенком для его безопасности)
-не предпринимать никаких самостоятельных действий в случае выявления сексуального или явного физического насилия- только немедленно сообщить в милицию и орган опеки.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ
*ПОВЕРЬТЕ ЕМУ. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно, если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
*НЕ ОСУЖДАЙТЕ ЕГО. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;
*ВЫСЛУШАЙТЕ ЕГО внимательно, спокойно и терпеливо, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания;
*НЕ ПРЕУМЕНЬШАЙТЕ ЕГО БОЛИ, говоря, что «… не случилось ничего страшного, все пройдет…»
*НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ЕГО: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ РАЗОБРАТЬСЯ С ИХ ЧУВСТВАМИ?
*Дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения- сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную поддержку, подбодрите его и будьте терпимыми, когда он находится в стрессовом состоянии.
*Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает.
*Помогите детям поговорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите разрешать проблемы словесно, а не физическим методом.
*Проводите беседы о чувствах, выражая Ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка («Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже»).
*Детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними.
*Помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному.
*Убедите ребенка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации («Иногда дети пугаются и это нормально», «если что-то не работает, это тебя раздражает»).
*Иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. («Ты выглядишь немного расстроенным. Наверно ты думаешь о своей мамочке?»).
*Бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей. («Большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся»).
ЕСЛИ ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО ВАМ НАДО ОБСУДИТЬ ВАШУ СИТУАЦИЮ С ПРОФЕССООНАЛЬНЫМ ПСИХОЛОГОМ, НА УСЛОВИЯХ АНОНИМНОСТИ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗВОНИТЬ
ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ----- г. ВИТЕБСК, круглосуточно
8 (0212) 61-60-60