Многие дошкольники умеют читать и писать, смотрят взрослые телевизионные передачи, участвуют в серьёзных разговорах, проявляют не соответствующую возрасту информированность, т.е. производят впечатление очень умных детей, если не сказать, маленьких взрослых. Многие из них к своему шестилетнему возрасту прошли обучение в воскресных школах, посещали кружки, овладевали иностранным языком, риторикой.
К сожалению, опыт обучения первоклассников показывает, что передача детям большого объёма информации не является залогом успешного обучения в школе, не делает их способными делать самостоятельные выводы.
Что же определяет готовность ребёнка к школе
Интеллектуальная готовность – это не информированность и набор знаний, умение читать и писать. Это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление). Это умение дифференцировано воспринимать предметы (например, умение выделить фигуру из фона), воспроизводить образец, развитая речь, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Что необходимо делать, чтобы ребёнок был интеллектуально готов к школе?
1.Оставшееся время до школы посвятите активному целенаправленному общению с вашим ребенком. Общение с родителями – большая ценность для ребенка.
2. Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения. Например, в июньский день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с весны. И обязательно выслушайте рассказ, потом похвалите. Так будут накапливаться опыт наблюдения и анализа, расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
3. Чаще задавайте ребёнку разнообразные вопросы и отвечайте на все его «Почему» и «Зачем». Дети любят рифмовать, придумывать новые слова и играть «в слова». Новые слова, выражения, речевые обороты, которые дети узнают из книг или телевизора, взрослым надо обязательно пояснять.
4. Помогите своему ребёнку закрепить знания о пространственном расположении предметов, закрепите знание слов справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания (например, покладите игрушку под подушку, перед лампой и попросите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните. Повторяйте подобные игры.
Эмоциональная готовность – это, прежде всего умение регулировать своё поведение, достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, т.е. развитая произвольность поведения. К шести годам ребёнок чаще всего не умеет контролировать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину. Кроме того, у него, «не наигравшегося», не сформирована учебная мотивации.
В первую очередь необходимо учитывать особенности данного возраста. Ребёнок 6 лет не может работать долго, 10-15 минут – вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны именно на такой промежуток времени.
Социальная готовность – это, прежде всего желание ребёнка идти в школу и сложившееся у него представление о школе как о привлекательном месте.
Что необходимо делать, чтобы ребёнок был социально готов к школе?
1. Родители в разговорах с ребёнком о школе, в разговорах о школе между собой при ребёнке не должны отзываться о ней негативно.
2. Ребёнок должен уметь входить в контакт с одноклассниками и учителями.
Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников
1. Оптимальной для первоклассников считается продолжительность сна -12 часов в сутки, для детей средних классов - до 9,5-10 часов, необходимо помнить, что во время сна организм не только отдыхает. В это время идет активная обработка информации, полученной во время активной деятельности. Этот сложный и тяжелый процесс происходит только в том случае, когда сон спокойный, беспрерывный, полноценный. Для того, чтобы быстро заснуть, необходимо ложиться всегда в одно и то же время. Просыпаться нужно не позднее семи часов, даже когда уроки в школе идут во вторую смену.
2. Установлено, что работоспособность школьника зависит от закона ритмических колебаний и на протяжении дня изменяется. Самый высокий уровень с 8 до 11 часов. Потом она понемногу падает, поминутно понижается к 14 часам. Во второй половине дня начинается новый подъем, и до 18-19 часов работоспособность остается высокой. Поэтому школьникам, которые учатся во вторую смену, необходимо садиться за книги уже через час после школы или после обеда.
3. Начинать уроки нужно с предметов средней трудности. Какое-то время уйдет на период сработанности. Потом нужно браться за более тяжелые предметы, а легкие делать в последнюю очередь. Какой предмет считать тяжелым - должен решать каждый по-своему.
4. После каждых 40-50 минут занятий необходимо делать 10-минутные перерывы, во время которых лучше всего сделать несколько гимнастических упражнений или легкую домашнюю работу. Чтобы работа была более эффективна, следует садиться за уроки в одно и то же время.
5. В рационе ребенка необходимо присутствие:
за два часа до сна салат: яблоко, морковь, капуста, зелень, растительное масло. Выпить за 30 минут до сна стакан теплого молока;
утром на завтрак фруктовый салат: яблоко, морковь, изюм, орехи, лимон, мандарин, банан, чай с шиповником.