Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Самообразование педагога

Дата: 17 октября 2021 в 13:18, Обновлено 21 октября 2021 в 20:38
Автор: Бакан О. А.

<header>

Как организовать самообразование учителя: 5 основных шагов

Как организовать самообразование учителя: 5 основных шагов

1. Определите свои потребности

</header>

Начните с диагностики. Наверняка, вы и так знаете, чему хотите научиться, но проанализируйте соотношение «хочется» и «нужно». Например, вы давно хотели освоить методику «перевернутый класс». Это просто интерес? А может, коллеги стали массово проводить уроки по-новому, поэтому вы не хотите выбиваться из коллектива? Или это вам не хватает новых методик обучения? Задайте себе вопрос: «Это действительно то, что мне пригодится в работе?». Если ответ «да» — вы на верном пути. 

2. Сформулируйте цель 

Вы определились со своими проблемными точками и потребностями. Следующий шаг — сформулировать цель и задачи самостоятельной работы. Например, вы хотите научиться проводить онлайн-уроки. Это ваша цель. Задачи — это отдельные шаги, которые помогут ее добиться. С их помощью вы сможете мотивировать себя и отслеживать прогресс. Поставьте задачу на неделю — подготовить свой первый онлайн-урок. Затем разделите задачу на более мелкие задания: выбрать платформу для онлайн-урока, написать план занятия. Отмечайте каждое выполненное задание — так вы будете получать удовлетворение и чувствовать, что движетесь вперед. В конце каждого дня хвалите себя за маленькие достижения, а в конце недели подведите общие итоги.

3. Выберите форму

Каждая форма самообразования педагога имеет свои преимущества и недостатки. Учитывайте их при выборе подходящей для себя модели обучения. Курсы в институтах повышения квалификации дают поддержку профессионалов и опыт коллег, но проходят в учебный период и отнимают большое количество времени. Дистанционные курсы подойдут, если времени ездить куда-то совсем нет. Заниматься онлайн можно в удобное время, но качественные дистанционные курсы часто проходят на платной основе и требуют высокого владения компьютерными технологиями. Индивидуальная форма самообразования кажется самой доступной, но вы должны обладать высокой мотивацией и умением планировать свое время, так как придется самостоятельно изучать большое количество материалов и выбирать то, что действительно полезно.

4. Апробируйте новые знания на практике

Самообразование учителя невозможно без практики. Все полученные теоретические знания необходимо применить в реальных условиях. Здесь все зависит от вашей цели и выбранной темы. Проведите несколько уроков с использованием новых методик и форм обучения. Подготовьте рабочую программу или дидактические материалы. Организуйте внеклассное мероприятие или мастер-класс для коллег.

Возможно, что-то не получится с первого раза. Не расстраивайтесь. Продолжайте работу, чтобы скорректировать свои наработки.

5. Подготовьте отчет

По окончании работы проанализируйте весь процесс, оцените свои результаты, сделайте выводы, что получилось и какие возникали трудности. Обязательно похвалите себя, ведь вы потратили много времени и сил на самообразование. Хотите получить признание своей работы? Расскажите о своем опыте коллегам и дайте рекомендации. Они оценят ваши заслуги.

Формы отчеты могут быть разные (см. ниже).

Организация процесса самообразования педагога 

https://docs.google.com/presentation/d/1Re2hfIJyGkFBDK4peziJ5q5_gs_uaSXW/edit?usp=sharing&ouid=117520390977022033785&rtpof=true&sd=true

sch2.polotskroo.by/учительская/методическая-работа/методические-рекомендации

Самообразование учителя

     «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А. Дистервег

    Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для повышения этого уровня  учитель посещает курсы повышения квалификации, семинары и конференций, но одной из важной составляющей является самообразование учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
     Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.   Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

                                       Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

 •Ежедневная работа с информацией.

• Желание творчества.
• Стремительный рост современной науки.

• Изменения, происходящие в жизни общества.

• Конкуренция.

• Общественное мнение.

• Материальное стимулирование.

• Интерес.

                                                   Направления самообразования учителя
                  
Перечислим основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания);
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
• правовое;
• эстетическое;
• историческое;
• политическое;
• информационно-компьютерные технологии;
• охрана здоровья;
• интересы и хобби;

 Креативный учитель может дополнить этот список собственными направлениями.

                                                      Источники самообразования

• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия

       В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.


                                                                   Формы самообразования учителя

      Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

                                  Составляющие процесса самообразования учителя

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
    sch2.polotskroo.by/учительская/методическая-работа/методические-рекомендации
                                                         Результат самообразования

        Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

                                                Организация процесса самообразования

           Участниками административного контроля над самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, педагогический коллектив школы и, конечно, самое главное лицо – сам учитель.
                                                     Тема, над которой работает учитель

          Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество.

        Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.                                                            

Личный план работы по самообразованию 

     На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе.
         По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

      Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Организация работы

над темой по самообразованию

Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня

Задачи:

1)  совершенствование  теоретических  знаний,  педагогического  мастерства  участников

образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3)  изучение  и  внедрение  в  практику  передового  педагогического  опыта,  новейших  достижений

педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие инновационных процессов в учреждении.

Порядок работы над темой самообразования

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) единой методической темы школы;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения,

2) затруднений педагогов;

3) педагогического стажа;

4) уровня профессиональной компетентности педагога

           Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.

В  процессе  работы  над  темой самообразования  и  по  ее  завершению  педагог  представляет наработанный материал (см. формы представления).

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

· в  процессе  самообразования  реализуется  потребность  педагога  к  собственному  развитию  и саморазвитию;

· педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;

· педагог обладает развитой способностью к рефлексии;

· программа  профессионального  развития  учителя  включает  в  себя  возможность исследовательской и поисковой деятельности;

· педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

· осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

                                Рекомендации по оформлению работы по самообразованию

1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:

Ф.И.О. педагога;

образование, специальность;

стаж  работы  по  специальности,  категория;  курсы  повышения  квалификации  по

специальности; профессионально-педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и

рекомендациями, предложениями по использованию другими педагогами.

При оформлении работы следует учитывать:

· творческий подход;

· степень актуальности, логичной обоснованности материала;

· глубину и практическую значимость материала;

· наличие выраженной авторской позиции при

Пример оформления

Тема: Использование разноуровневых заданий на учебных занятиях

Цель:формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуальных методов и приёмов по организации дифференцированной работы на учебных занятиях

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по методической теме.
  2. Систематизировать имеющий опыт использования разноуровневых заданий на учебных занятиях
  3. Разработать индивидуальные приемы использования разноуровневых заданий на учебном занятии
  4. Апробировать данные приемы при организации учебной деятельности на учебных занятиях
  5. Отследить эффективность применения приемов дифференцированного  обучения в обучении физике.

Работа над темой начата: сентябрь 2012  

Предполагается закончить: июнь 2015

Предполагаемый результат: повышение качества преподавания предмета, выработка методических рекомендаций по использованию дифференцированных заданий, создание комплекта педагогических разработок, обобщение опыта по исследуемой проблеме

 Личный план работы по самообразованию учителя

____________________________________________

 ГУО «Средняя школа №4 г. Чашники»

_______________________________________________________________________________________

Тема:__________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Цель:__________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задачи:

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Работа над темой начата:         ____________

Предполагается закончить:      ____________

Предполагаемый результат:_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

                                        Перспективный план работы над темой по самообразованию

№ этапа

Этап

Содержание

Сроки реализации

1 этап

Диагностический

1. Самодиагностика

2. Проблемный анализ профессиональной деятельности

3. Постановка проблемы

2 этап

Организационный

1. Изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы

2. Определение цели и задач работы над темой

3. Составление плана работы, подготовка базы,  разработка системы мер, направленных на решение проблемы

3 этап

Практический

1. Внедрение комплекса мер по решению текущей проблемы, проведение учебных, факультативных занятий, внеклассных мероприятий по теме самообразования

2. Формирование методического комплекса

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов

4 этап

Обобщающий

1. Подведение итогов

2. Оформление результатов работы по теме самообразования

3. Представление материала

5 этап

Внедренческий

1. Использование опыта в процессе дальнейшей работы

2. Распространение результатов и работы по теме самообразования

https://yandex.by/images/search?from=tabbar&text=індывідуальны%20план%20работы%20по%20самообразованію%20учітеля%20начальных%20классов%20беларусь&p=4&pos=148&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fhandmade.jofo.me%2Fdata%2Fuserfiles%2F42405%2Fimages%2Fthumbs%2Fjofo_me_i1660159_007.jpg

                                             План работы на 20../20.. учебный год:

<pre> № п/п</pre> <pre> Содержание работы</pre> <pre> Сроки выполнения</pre> <pre> Отметка о выполнении</pre>
<pre> 1</pre> <pre> </pre> <pre> </pre> <pre> </pre>
<pre> 2</pre> <pre> </pre> <pre> </pre> <pre> </pre>
<pre> 3</pre> <pre>   </pre> <pre> </pre> <pre> </pre>
<pre> 4</pre> <pre>   </pre> <pre> </pre> <pre> </pre>
<pre> 5</pre> <pre>   </pre> <pre> </pre> <pre> </pre>
<pre> 6</pre> <pre>   </pre> <pre> </pre> <pre> </pre>
<pre> 7</pre> <pre>   </pre> <pre> </pre> <pre> </pre>

Примерное содержание:

- изучение нормативных документов по предмету;

- формулировка актуальности изучения темы;

- изучение передового опыта и литературы по теме;

- анализ основных направлений реализации ИК технологии;

- систематизация теоретического материала;

- знакомство с практическим опытом работы педагогов школы, города, района;

- выступление на ШМО «ТЕМА»;

- проведение учебного занятия (серии учебных занятий) в ...... классе (ах);

- разработка серии учебных занятий и внеклассных мероприятий и т.п.

http://pedsovet.su/plan_samoobrazovaniya#category_description
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.