<header>
Как организовать самообразование учителя: 5 основных шагов1. Определите свои потребности </header>Начните с диагностики. Наверняка, вы и так знаете, чему хотите научиться, но проанализируйте соотношение «хочется» и «нужно». Например, вы давно хотели освоить методику «перевернутый класс». Это просто интерес? А может, коллеги стали массово проводить уроки по-новому, поэтому вы не хотите выбиваться из коллектива? Или это вам не хватает новых методик обучения? Задайте себе вопрос: «Это действительно то, что мне пригодится в работе?». Если ответ «да» — вы на верном пути. 2. Сформулируйте цель Вы определились со своими проблемными точками и потребностями. Следующий шаг — сформулировать цель и задачи самостоятельной работы. Например, вы хотите научиться проводить онлайн-уроки. Это ваша цель. Задачи — это отдельные шаги, которые помогут ее добиться. С их помощью вы сможете мотивировать себя и отслеживать прогресс. Поставьте задачу на неделю — подготовить свой первый онлайн-урок. Затем разделите задачу на более мелкие задания: выбрать платформу для онлайн-урока, написать план занятия. Отмечайте каждое выполненное задание — так вы будете получать удовлетворение и чувствовать, что движетесь вперед. В конце каждого дня хвалите себя за маленькие достижения, а в конце недели подведите общие итоги. 3. Выберите форму Каждая форма самообразования педагога имеет свои преимущества и недостатки. Учитывайте их при выборе подходящей для себя модели обучения. Курсы в институтах повышения квалификации дают поддержку профессионалов и опыт коллег, но проходят в учебный период и отнимают большое количество времени. Дистанционные курсы подойдут, если времени ездить куда-то совсем нет. Заниматься онлайн можно в удобное время, но качественные дистанционные курсы часто проходят на платной основе и требуют высокого владения компьютерными технологиями. Индивидуальная форма самообразования кажется самой доступной, но вы должны обладать высокой мотивацией и умением планировать свое время, так как придется самостоятельно изучать большое количество материалов и выбирать то, что действительно полезно. 4. Апробируйте новые знания на практике Самообразование учителя невозможно без практики. Все полученные теоретические знания необходимо применить в реальных условиях. Здесь все зависит от вашей цели и выбранной темы. Проведите несколько уроков с использованием новых методик и форм обучения. Подготовьте рабочую программу или дидактические материалы. Организуйте внеклассное мероприятие или мастер-класс для коллег. Возможно, что-то не получится с первого раза. Не расстраивайтесь. Продолжайте работу, чтобы скорректировать свои наработки. 5. Подготовьте отчет По окончании работы проанализируйте весь процесс, оцените свои результаты, сделайте выводы, что получилось и какие возникали трудности. Обязательно похвалите себя, ведь вы потратили много времени и сил на самообразование. Хотите получить признание своей работы? Расскажите о своем опыте коллегам и дайте рекомендации. Они оценят ваши заслуги. Формы отчеты могут быть разные (см. ниже). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
sch2.polotskroo.by/учительская/методическая-работа/методические-рекомендации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самообразование учителя «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А. Дистервег Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Для повышения этого уровня учитель посещает курсы повышения квалификации, семинары и конференций, но одной из важной составляющей является самообразование учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: •Ежедневная работа с информацией. • Желание творчества. • Изменения, происходящие в жизни общества. • Конкуренция. • Общественное мнение. • Материальное стимулирование. • Интерес. Креативный учитель может дополнить этот список собственными направлениями. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Составляющие процесса самообразования учителя
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) Организация процесса самообразования Участниками административного контроля над самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, педагогический коллектив школы и, конечно, самое главное лицо – сам учитель. Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личный план работы по самообразованию На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Организация работы над темой по самообразованию Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня Задачи: 1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса; 2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; 3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, 4) развитие инновационных процессов в учреждении. Порядок работы над темой самообразования Тема самообразования определяется, исходя из: 1) единой методической темы школы; 2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, 2) затруднений педагогов; 3) педагогического стажа; 4) уровня профессиональной компетентности педагога Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал (см. формы представления). Самообразование педагога будет продуктивным, если: · в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; · педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта; · педагог обладает развитой способностью к рефлексии; · программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской и поисковой деятельности; · педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; · осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Рекомендации по оформлению работы по самообразованию 1. Титульный лист: название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон. 2. Творческая визитка педагога: Ф.И.О. педагога; образование, специальность; стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально-педагогическое кредо. 3. Научно-методическая и профессионально-педагогическая деятельность: название темы по самообразованию; цель, задачи; предполагаемый результат; этапы работы; сроки выполнения каждого этапа; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой. 4. Оценка профессиональной деятельности: способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчёта по проделанной работе. По окончании работы над темой педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями, предложениями по использованию другими педагогами. При оформлении работы следует учитывать: · творческий подход; · степень актуальности, логичной обоснованности материала; · глубину и практическую значимость материала; · наличие выраженной авторской позиции при Пример оформления Тема: Использование разноуровневых заданий на учебных занятиях Цель:формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуальных методов и приёмов по организации дифференцированной работы на учебных занятиях Задачи:
Работа над темой начата: сентябрь 2012 Предполагается закончить: июнь 2015 Предполагаемый результат: повышение качества преподавания предмета, выработка методических рекомендаций по использованию дифференцированных заданий, создание комплекта педагогических разработок, обобщение опыта по исследуемой проблеме Личный план работы по самообразованию учителя ____________________________________________ ГУО «Средняя школа №4 г. Чашники» _______________________________________________________________________________________ Тема:__________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Цель:__________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Задачи: ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Работа над темой начата: ____________ Предполагается закончить: ____________ Предполагаемый результат:_________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ Перспективный план работы над темой по самообразованию
План работы на 20../20.. учебный год:
Примерное содержание: - изучение нормативных документов по предмету; - формулировка актуальности изучения темы; - изучение передового опыта и литературы по теме; - анализ основных направлений реализации ИК технологии; - систематизация теоретического материала; - знакомство с практическим опытом работы педагогов школы, города, района; - выступление на ШМО «ТЕМА»; - проведение учебного занятия (серии учебных занятий) в ...... классе (ах); - разработка серии учебных занятий и внеклассных мероприятий и т.п. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
http://pedsovet.su/plan_samoobrazovaniya#category_description |