С 2020 года Государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г.Чашники» участвует в республиканском инновационном проекте «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений».
Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности. Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.
Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. На базе учреждения образования функционируют детские и молодежные общественные объединения, такие как ОО «БРПО» и ПО ОО «БРСМ», которые являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся. Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию учащихся в обществе.
В учреждении образования созданы условия для успешной реализации идей инновационного проекта, проявления педагогами инициативы, презентации инновационного опыта, удовлетворения профессиональных потребностей и запросов.
Для реализации проекта учреждение образования имеет достаточное материально-техническое обеспечение: 2 компьютерных класса с выходом в интернет, 2 мультимедийных проектора с экранами; 1 аппаратно-программный мультимедийный комплекс, ноутбук, 4 многофункциональных устройства, на школьном сайте создан раздел «Инновационный проект», имеется библиотека с читальным залом, 2 спортивных зала, стадион, актовый зал.
Основными методами работы в рамках модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия являются: беседа; лекция, дискуссия, занятия с элементами тренинга, игра, деловая игра, квесты, квизы, тимбилдинг, мозговой штурм и др.
В нашем учреждении образования, помимо обучения, большое значение придается всестороннему развитию и воспитанию личности. Мы точно не знаем, кем в будущем станут выпускники нашей школы, с какой профессией себя свяжут, но твердо уверены в одном: они вырастут неравнодушными личностями, способными на добрые, безвозмездные поступки. В том числе и благодаря развитию в школе волонтерского движения.
Волонтер – это прежде всего доброволец, готовый потратить свое личное время на социально важное мероприятие, и при этом не получить материальной выгоды. [Члены волонтерского отряда «Прометей» ГУО «Средняя школа №4 г.Чашники»]
На базе нашего учреждения образования создан и функционирует волонтерский отряд «Прометей», основу которого составляют учащиеся IX-XI классов. Члены отряда реализуют проект волонтерского движения «Кто, если не мы?!».
С 2020 года отряд работает по реализации принципа «Равный обучает равного». Педагог-организатор, Буйлова Валентина Васильевна, как педагог-консультант, пройдя обучение в Государственном учреждении дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», обучает волонтеров-инструкторов от набора до самoстоятельной деятельности. В итоге волонтеры обучают сверстников близкого образовательного уровня. Основная тематика обучения: здоровый образ жизни и культура поведения, принципы общения с различными категориями людей (дети, инвалиды, пенсионеры, ветераны и участники Великой Отечественной войны).
В 2020 году, апробируя новый подход, на этапе отбора проводилась индивидуальная работа с каждым членом волонтерского отряда. Претенденты должны были ответить на вопрос: «Почему они хотят заниматься этой деятельностью». 40 % учащихся выбрали ответ: «Это мне интересно, ведь это будет связано с моей будущей профессией»; 20 % остановились на варианте ответа: «Чувство сопереживания к людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации»; 30% учащихся хотели узнать что-то новое и интересное, остальные 10 % считают, что это пригодится им в жизни.
В начале 2020 года был разработан план обучения волонтёров, рассчитанный на два года. Обучаясь, согласно плану, волонтеры взаимодействуют с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, занятия, работа с литературой); во-вторых, общаясь между собой в процессе деятельности, приобретая умения работать в команде, разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность (подготовка выступлений, выпуск информационных листовок, буклетов, проведение акций, игр, квестов и т.д.);в-третьих, передавая информацию своим сверстникам по принципу «равный – равному», проводя мероприятия, агитационные выступления, акции. Все это способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся.
За период с января 2020 года по декабрь 2021 года волонтерами отряда было проведено 4 обучающих занятия о безопасности для сверстников; записаны 2 видео-урока о пожарной безопасности. Широкое освещение волонтерской деятельности получило в рамках заседания Молодежной палаты Чашникского района. Членами волонтерского отряда проведено 26 школьных акций различной направленности (ЗОЖ, правовое просвещение, досуговая деятельность и др.); более 30 социальных, благотворительных акций совместно с Чашникским районным комитетом общественного объединения «БРСМ», Белорусским Обществом Красного Креста, Чашникским районным отделом по чрезвычайным ситуациям, отделом идеологической работы, культуры и по делам молодежи Чашникского районного исполнительного комитета, такие как: операция «Обелиск», приняли участие в митинге-реквиеме, посвященном дню вывода советских войск из Афганистана, деловой игре «Азбука гражданина. Версия 3.0», участие в дежурстве на избирательных участках, интерактивной игре «Скажи наркотикам НЕТ!», открытом диалоге «Молодежь против наркотиков», во Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси», диалоговой площадке «Вместе за здоровое будущее», акция с РК ОО «БРСМ» Чашникского райисполкома, ОО «Красный Крест» «Осторожно, коронавирус»; совместно с Чашникским РОЧС «Молодежь за безопасность»; акция «Ангел по имени «МАМА»; онлайн-интенсив «Работа волонтёров в сложной эпидемиологической ситуации»; акция «Еще раз о ВИЧ-инфекции»; праздничном концерте к Международному дню инвалидов; участие в республиканской профилактической акции «Вместе за здоровое будущее» и др.
В конце периода обучения и интенсивной работы встал вопрос о методах диагностики просоциального (помогающего) поведения участников волонтерского отряда. В ходе наблюдения, индивидуальных бесед и анкетирования выяснилось, что ребята уверены в том, что за период обучения и активной социальной деятельности у них улучшились коммуникативные навыки, возросли волевые качества, усилилась эмпатийность, увеличилось число социальных контактов.
Самой значимой оценкой волонтерской деятельности является благодарность за выполненную работу от сверстников и тех категорий граждан, с которыми ребята-волонтеры проводили занятия и акции.
Итогом кропотливой работы стало включение отряда «Прометей» в социальный проект волонтерского движения Чашникского района и вручение волонтерам удостоверений и «Личных книжек волонтера».
Участие учащихся в деятельности волонтерского движения способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности, формирует нравственный облик подрастающего поколения.
Волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся, способна удовлетворить потребности обучающихся. Готовясь к новым социальным отношениям, учащиеся в процессе волонтерской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу. Здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для учащихся – это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности, учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым нaвыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
Обучающиеся понимают, что волонтер - это не профессия, это не увлечение, это образ жизни. Хочется отметить, что волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться.
Волонтеры четко знают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему.
Ежегодно к нам присоединяются новые добровольцы. В этом году стать волонтерами решили 10 учащихся. В анкетах эти ребята указали причины своего желания вступить в волонтерский отряд. Это желание внести вклад как в волонтерское движение (2 учащихся), так и в улучшение школьной жизни, направить свою энергию на полезные дела для школы (2 учащихся), делать что-то интересное (2 учащихся), желание общаться с новыми ребятами, людьми (3 учащихся), оказывать помощь людям (4 учащихся).
Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!
Поможем тем, кто в этом нуждается,
Ведь это каждого из нас касается.
Кто же поможет, если не мы?
Ведь мы – волонтеры – очень нужны!