Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации родителям по развитию навыков самоконтроля

Дата: 27 февраля 2021 в 21:01, Обновлено 28 февраля 2021 в 15:22
Автор: Бакан О. А.

Для развития навыков самоконтроля можно совершать следующие виды деятельности:

1. Придумать и выполнить какое-то общее дело, включающее взаимодействие, не школьные задания (приготовить обед, сделать аппликацию и т.п.).

2. Выделить заранее на неделе время, которое можно посвятить совместному отдыху (например, играть в настольные игры с четкими правилами). Таким образом,  учить ребенка планировать свое время.

3. Придумывание и выполнение заданий по инструкции.

4. Придумать кроссворд на тему «Семья».

5. Нарисовать совместный рисунок «Наш дом».

6. Наблюдение за каким-то героем в фильме. Указывать, какие он совершил ошибки в поведении (обещал, но не сделал; соврал и т.п.).

7. «Невидимка» (Например, поход в магазин. Ребенок покупает все сам по списку, родитель при этом идет рядом, но делает вид, что его нет).

8. Поменяться местами на несколько часов. (Ребенок становится взрослым и наоборот. Задача взрослого, ставшего ребенком – показать все «прелести» непослушания).

Для развития эмоционально-волевой сферы:

способствовать развитию эмпатии, умения рассказывать о своем настроении;

учить:

различным способам выражения эмоциональных состояний и способам их изменения;

дифференцировать сходные эмоциональные состояния;

обогащению словаря эмоциональной лексики (синонимы, антонимы);

обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный);

совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантонимических, жестикуляционных, речевых.

                Рекомендации по развитию внимания ребенка

Внимание - это сосредоточенность нашего сознания на чем-то. Соответственно ни одна дея­тельность без него не возможна. Невнимательный ребенок испытывает массу сложностей в учеб­ной деятельности: в тетради грязь из-за частых исправлений; неверные ответы при решении задач, т. к. условие записано уже с ошибкой; не зафиксировано домашнее задание; материал урока воспри­нимается частями. И это далеко не все, с чем приходится сталкиваться невнимательному ученику.

  • Приступая к выполнению задания, ребенок должен научиться сначала анализировать задание в целом. Лучше, если он расскажет кому-нибудь из взрослых или самому себе, что и как он будет делать, и лишь потом приступит к выполнению.
  • Все действия лучше выполнять под самодиктовку. Речевой самоконтроль помогает ребенку меньше отвлекаться. Обязательна работа на черновике.
  • Нельзя забывать про перерывы в работе. Утомленный ребенок допускает еще больше ошибок. Лучше, если в перерыве ребенок подвигается, сделает упражнения для глаз. Нежелательно в перерыве смотреть телевизор, т. к. потом будет трудно, снова переключиться на выполнение домашнего задания.

Рекомендации по развитию у ребенка навыка чтения

Чтение - это основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. При сложности с чтением проявятся проблемы в обучении по всем школьным предметам. Даже у детей, любящих математику, хорошо решающих примеры, с задачами могут быть проблемы, т. к. их не всегда удается прочесть и правильно понять условие.

При сформировавшемся навыке чтения единицей восприятия текста является целое предло­жение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Если же при чтении воспринимаются только словосочетания или отдельные слова, то смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает его из нескольких частей, часто пытаясь угадать содержание текста. Таким обра­зом, смысл прочитанного произведения может восприниматься весьма приблизительно.

  • Важнее всего обеспечить понимание смысла прочитанного. Поэтому тексты должны быть небольшие, фразы простые, слова знакомые, шрифт крупный, желательно наличие иллюстраций.  Сам текст должен быть для ребенка интересен.
  • Иногда помогает следующий прием коррекции навыка чтения. С ребенком заключается договор: родители читают ему то, что требуется по школьным предметам, если он сам будет читать то, что ему интересно, но каждый день, и чтобы в первые дни суммарный объем прочитанного был не меньше половины страницы (а постепенно и больше).
  • Лучше не требовать от ребенка чтения вслух. Пусть сначала ребенок прочитает текст про себя и только потом вслух, если это необходимо. Дело в том, что чтение вслух и понимание прочитанно­го - две независимые, параллельно осущecтвляемые операции. При беглом чтении они сливаются, и кажется, что понимание происходит одновременно с произношением. Если ребенок испытывает сложности в чтении, а мы просим его читать вспух, то он выбирает озвучивание и иногда осваивает эту операцию настолько, что вполне успешно проходит проверку на технику чтения.
  • Лучше просить ребенка ответить на вопросы по тексту, а не пересказывать его. Если у ребенка хорошо развита механическая память, то он может пересказать прочитанное близко к тексту, но не понимать его смысл.

Рекомендации по развитию у ребенка умения пересказывать

Пересказ - достаточно сложное действие для многих обучающихся. Часто дети стараются, чтобы пересказ был очень точный, близкий к тексту. Ребенок просто «зазубривает» текст. В про­цессе такого запоминания и воспроизведения не участвует мышление. А с увеличением объема текста данным приемом становится пользоваться все сложнее и сложнее. Ученик теряется, когда учитель просит рассказать не полностью весь текст, а только часть, или ответить на вопрос. Дома тратится много времени на подготовку, а в классе результата нет.

При подготовке к пересказу следует составлять план текста.

Читать текст лучше небольшими частями, абзацами.

Выделять основную мысль каждой части своими словами. Если не получается, найти подходящее предложение или словосочетание в тексте.

«Рассказ вразбивку».  Просить ребенка рассказать, о чем говорилось в разных частях текста, только потом пересказать в прямой последовательности.

Чтобы помочь ребенку научиться делить текст на смысловые части, можно проделать с ним специальные упражнения. Например, озаглавить короткий текст. Название - это и есть суть, самое главное, сжатая до нескольких слов мысль текста. Сделать это достаточно трудно, поэтому сначала можно предложить ребенку выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящее, на его взгляд, название.

Прочитать вопросы параграфа, а потом начинать знакомиться с текстом. Необходимо, чтобы ребенок, знакомясь с текстом, уже пытался найти ответы на поставленные вопросы.

Рекомендации по обеспечению

осмысливания ребенком сути правил, формул

Понимание сути правил, формул возможно благодаря развитию логического мышления ре­бенка. Если же оно развито слабо, то ученик фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не сумеет применить. Таким образом, дети могут рассказать учителю правило, но при этом при письме допускать ошибки.

  • Исключить механическое заучивание правил и формул.
  • Выполняя задание, ребенок должен обязательно объяснять свои действия. Ребенок ничего не должен делать «автоматически», без рассуждений.
  • Попросить ребенка самому придумать задание на данное правило или формулу.

Рекомендации родителям

1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».

3. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их.

4. Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

5. Чаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

6. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Страх - плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности.

7. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей.

8. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

9. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

10. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

11. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

12. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

13. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может "заучить” ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так”, "это неправильно”.

14. Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной.  Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

Основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома,

которые способны принести ему действительно пользу, а не вред

1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может "заучить” ошибку. Но избегайте слов "ты делаешь не так”, "это неправильно”.

7. Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной.  Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.