Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

СППС

Дата: 10 декабря 2017 в 22:53, Обновлено 7 октября 2023 в 21:21
Автор: Сушков А. В.
  1. График работы СППС
  2. Профориентация

  3. Оказание коррекционно-педагогической помощи
 

                                                       

     ПРОФОРИЕНТАЦИЯ 

 Родителям

 о психолого-педагогической помощи учащемуся

 в профессиональном определении

 Верный выбор профессии – это залог нашего будущего успеха, а главное, нашего удовлетворения тем делом, которым мы будем заниматься. При выборе профессионального направления необходимо учитывать свои интересы и склонности, свои способности и личные качества, поскольку стать по настоящему эффективным можно только в той сфере деятельности, к которой у тебя лежит душа, к которой у тебя есть предрасположенность. 

Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов:

Предварительный этап - ещё до встречи со школьником определить проблему и наметить пути её решения.

Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим:

особенностей данного учащегося (в чём он сам видит проблему),

условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося),

самооценка (насколько возможно помочь данному школьнику).

Цель такой работы - вселение оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.

Для более точных и достоверных заключений нужно проводить комплексное психологическое тестирование и рассматривать основные блоки:

  • способности (уровень знания школьной программы и потенциальные возможности);
  • интересы и мотивацию ребёнка (его хобби, увлечения, собственные представления о том, что должна включать в себя будущая его профессия);
  • структура личности (особенности темперамента, характера).

Существует ряд проблем в профессиональном самоопределении, которые шире, чем конкретный запрос профконсультации. Если такие трудности обнаружены у ребёнка, то желательно посетить дополнительные консультации с психологом, который даст рекомендации родителям и поможет ребёнку разобраться в проблемах. К таким проблемам относятся, например:

  • трудности, связанные с выбором профессии: противоречивость выборов или же неадекватные представления о профессии;
  • высокие ожидания при слабой успеваемости;
  • трудности, которые связаны с особенностями личности подростка: неврозы, сложности адаптации в незнакомой социальной среде и т.п.

Важно помнить, что помощь в выборе профессии имеет смысл тогда, когда есть личная заинтересованность учащегося в этом процессе. Если ребёнок ещё сам не готов задумываться о планах своего обучения и развития, то проведение профориентации не будет настолько продуктивным, насколько оно может быть при личной заинтересованности самого ребёнка, а не только его родителей.

Профориентация рассчитана на учащихся VII-XI классов и молодых людей и позволяет сделать правильный и осознанный выбор подходящего учебного заведения и будущего профессионального направления. 
     Профориентация проходит в два этапа и включает в себя заполнение психологической методики на компьютере и консультацию психолога-профконсультанта по результатам тестирования.

      Консультация по профориентации поможет вам, решить такие актуальные вопросы:

• Как выбрать будущую профессию?

• Какие индивидуальные способности и интересы выражены наиболее ярко?

• Какие профессии будут наиболее полно и точно раскрывать существующие возможности и потенциал?

• Как определиться с выбором учебного заведения?

• Как выбрать профессиональное направление, которое будет приносить удовольствие и высокий материальный уровень?

После проведения профориентации

По итогам теста и беседы с психологом намечаются рекомендуемые профили и список профессий. Следует более детально ознакомиться с выбранными профессиями (где работают такие специалисты, уровень оплаты труда, в каких ВУЗах можно получить такую специальность и т.д.) и провести анализ информации: выписать основные плюсы профессии для себя, посмотреть недостатки и попытаться понять, насколько это профессия соответствует собственным ожиданиям.

Принимая решение о профориентации, следует учитывать следующие факторы:

  • особенности личности;
  • социальную среду.

    Все профессии можно разделить на следующие разновидности:

  • профессии, в которых большое значение имеют физические данные – спортсмены, артисты и телеведущие;
  • профессии, где очень важно уметь искусно делать, что-либо – рисовать, петь или играть на пианино;
  • специальности интеллектуальной направленности – юрист, медик, математик и т.д.

Выбор профессии часто обусловлен наличием учебного заведения или возможностью оплачивать обучение, а также модой на некоторые специальности.

 Анкета№1

                                Склонности  и интересы подростков в выборе профессии

 - Выбрал (а) ли ты свою будущую профессию?

- Какую профессию ты выбираешь?

- Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А. Предмет, содержание и условия работы.

Б. Профессионально значимые качества этой работы.

В. Где можно получить эту профессию.

Г. Востребованность профессии на рынке труда.

- Если  не выбрал(а) профессию, то почему?

А. Плохо знаю мир профессий.

Б. Плохо знаю свои возможности.

В. Не могу выбрать из нескольких вариантов.

Г. Не знаю, на чем остановиться в выборе профессии.

-Что повлияло на твой выбор?

А. Самостоятельно принял(а) решение.

Б. Посоветовали родители.

В. Советовали друзья.

Г. Влияние профконсультанта.

 Анкета №2

 Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?

  1. Как высказываются родители о твоей профессии?
  2. Был(а) ли ты на рабочем месте своих родителей?
  3. Понравилось ли оно тебе?
  4. Что говорят о твоих родителях твои сослуживцы?
  5.  Представлял (а) ли ты себя на рабочем месте своих родителей?
  6. Как ты думаешь, в чем нужность профессии твоих родителей?
  7. Какие качества характера нужны для их профессий?
  8. Какие качества характера тебе ещё необходимо выработать, чтобы продолжить их дело?
  9. Хотели бы твои родители, чтобы ты продолжил их дело?

Анкетирование родителей

  1. Обсуждали вы в своей семье вопрос будущей профессии вашего ребёнка?
  2. Едины ли вы во взглядах на его будущую профессию со своей женой /мужем?
  3. Считаете ли вы необходимым учитывать интерес самого ребёнка при выборе профессии?
  4. Кем вы его видите в будущем?
  5. Будет ли продолжать дальнейшее обучение в школе или будет получать профессию?
  6. Считаете ли вы необходимым учитывать его склонности и способности при выборе профессии?
  7. Как вы относитесь к посещению профконсультанта и психолога при выборе профессий?
  8. О профессиях в каких сферах деятельности для вашего ребёнка не может быть и речи?
  9. Какая помощь классного руководителя вам нужна в решении данной проблемы?
  10. Считаете ли вы необходимым эту проблемы уже в 9-м классе?

Анкетирование родителей

  1. О каких качествах подростка вы заботитесь, готовя его к выбору профессии?
  2. Есть ли единство во взглядах в семье на его будущую профессию?
  3. Как вы расширяете информационное поле профессиональных знаний?
  4. Нужна ли индивидуальная помощь психолога вашему ребёнку? 
  5. Какая помощь нужна от школы?

Уважаемые папы и мамы!

 Дайте своему ребёнку право выбора будущей профессии.

  1. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только в позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  3. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему для данной специальности.
  4. Если возникают разногласия  в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами консультантами.
  5. Не давите на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  6. Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, что бы его мечта сбылась.
  7. Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  8. Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью, литературы, занятия в кружках и так далее.
  9. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей.

Советы родителям

  1. Профессия – наша на всю жизнь, нести её удел самого человека.
  2. Не выбирайте за него, а помогайте двигаться к правильному выбору.
  3. Научите его анализировать себя в предполагаемых обстоятельствах.
  4. И в правильном выборе и при ошибке в выборе не корите его, а поддержите.
  5. Советы давайте так, чтобы хотелось за ними обращаться.

    Оказание коррекционно-педагогической помощи

            «Разные возможности – равные дети»

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
  • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
  • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку.Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
  • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
  • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ , А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

Рекомендации по формированию у учащихся

с особенностями психофизического развития приёмов логического запоминания

    В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации:

1Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.

5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информация, тем легче извлекать ее из памяти.

    Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).  Эта система называется  мнемотехникой. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.

Мнемотехника применяется для запоминания  незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т.п. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге "Приёмы запоминания информации". Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма - один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: "Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка".

4) Метод расположения предметов - способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает "перевести" числа в слова. К примеру: 2 - л (лебедь), 4 - ч, 6 - б, 7 - к (коса), 8 - в, 9 - д, 0 - о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 - бук, 90 - дом и т.д.

7) Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочекПри запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

     Методы и приёмы запоминания.

Психологи предлагают использовать следующие правила сохранения знаний в процессе учёбы:

1. Выделение того, что нужно запомнить.

2. Отвлечение от всего постороннего и сосредоточение внимания на тех объектах, которые нужно запомнить.

3. Выделение в объектах главное и второстепенное, нахождение связи между объектами, использование мнемотехники.

4. Выделение в сложном материале смысловых вех.

5. Опора на свой тип памяти, активизация образных представлений.

6. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного.

7. Различение узнавания и воспроизведения.

8. В случае затруднений можно вспомнить обстановку заучивания, идти от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

   Запоминание материала по этой системе предполагает составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, смысловую и пространственную группировку материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение материала с уже имеющимися знаниями.

   Прогноз ситуации также относится к приёмам запоминания.      Заключается он в следующем: до начала запоминания следует подумать о том, что произойдет, если не удастся запомнить нужное. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для человека.

   Перевод на знакомый язык сложной и не всегда доступно изложенной в учебниках и научной литературе информации также относится к важным мнемоническим приёмам.

   Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании.

   Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл.

   Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 - 52 - 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание.

   Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучше запомнить материал.

   Сохранению в памяти информации способствует её повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 мин., второе - в течение дня, третье - на следующий день, с третьего по седьмой день - по одному повторению. Правильно организованное повторение означает не простое перечитывание материала много раз подряд, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение.    Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. "Условие быстрого и полного запоминания материала - чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания"  "Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти"

   Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование.

   При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.

   Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка - разбивка, членение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.

                                Учите приёмам запоминания

Старайтесь развивать у детей все виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребёнку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов.

Для развития памяти не обязательны специальные занятия; используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребёнок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в лес. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по лесной тропинке. При этом объясните ребёнку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите ребёнка, что он увидел по пути в лес и в лесу. Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным.

Так, предлагая запомнить слова (например, лес, окно, гриб, стол, вода, чашка), посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес – гриб; стол – чашка; вода - …). Это поможет припоминанию, и ребёнок в последующих заданиях будет использовать такой приём.  

Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приёмами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой «узелок на память». Это может быть картинка, смежное понятие или что-то иное, помогающее вспомнить.

* Разложите, с учётом возраста ребёнка, 4 – 5 (до 10 – 12) картинок, изображающих знакомые предметы. Затем скажите, что вы будете называть слова, которые надо запомнить. Для того чтобы их легче было вспомнить, ребёнок каждый раз должен выбрать картинку, которая чем-то связана с этим словом. Например, для 5 – 6-летнего ребёнка предлагаются следующие картинки: мяч, ложка, кровать, собака, дерево. Слова для запоминания: лес, игра, сторож, обед, сон. Через 20 – 30 минут вы даёте ребёнку отобранные картинки и просите вспомнить слова. Эту игру можно варьировать: дать пять картинок и три слова, шесть картинок и шесть слов и т.д. Чем старше ребёнок, тем больше можно предъявлять ему картинок и слов для запоминания.  

* Очень полезно для развития осознанного запоминания иллюстрирование текстов, которые предлагаются для пересказа. Вы читаете небольшой текст, а ребёнок подбирает к нему подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разложены. На следующий день он должен воспроизвести текст по отобранным иллюстрациям. Можно разыграть вместе с ребёнком эпизод из рассказа или сказки, вылепить или нарисовать тот или иной персонаж, чтобы было легче вспомнить текст.

Таким же осмысленным надо сделать и заучивание стихов, текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребёнком. Используйте составление плана.

При заучивании стихотворения с голоса надо повторять его 2 – 3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и про себя. Повторяют 3-4 раза. Все слова должны быть для них понятны. Следите, чтобы при заучивании ребёнок не допускал ошибок; первое же воспроизведение должно быть правильным.

В качестве игр и упражнений, развивающих память, можно предложить следующие.

* Разложите перед ребёнком 8 – 10 картинок (или игрушек). Пусть он рассмотрит их в течение 30 – 40 секунд, а затем накройте салфеткой и предложите ребёнку перечислить их. Чтобы тренировать долговременную память, попросите перечислить то, что вы показали, через час и на следующий день.

* Покажите ребёнку картинку с изображением 9 знакомых предметов. Затем дайте набор карточек, среди которых будут и эти 9 предметов. Ребёнок должен назвать или показать их.

* Предложите ребёнку рассмотреть картинку, а затем покажите другую и спросите, что изменилось в рисунке.

* На полке стоят 6 предметов (ваза, кастрюля, чайники – большой и маленький, тёрка для овощей, миска). Ребёнок их рассматривает и называет. Затем он отворачивается, а вы производите замену одного-двух предметов и спрашиваете, что изменилось.

* Взрослый производит действия, а ребёнок должен их воспроизвести.

* Несколько детей встают «паровозиком» друг за другом. По сигналу разбегаются, а затем по команде должны найти своё место.

* Взрослый называет пары слов, связанных по смыслу. Например:

окно – цветок            лыжи - холод

чашка - молоко        книга - учитель

нога - палец        дорога - машина

После этого он поочерёдно называет первое слово из пары и просит ребёнка вспомнить второе слово.

* «Угадай-ка!» Взрослый даёт словесное описание какого-то знакомого детям предмета и просит отгадать. Например: «Маленький пушистый зверёк прыгает с дерева на дерево и очень любит орешки».

* «С какой ветки детки?» Покажите детям ветки сосны, ели, орешника и плоды (шишки, орешки). Дети должны вспомнить и назвать эти деревья.

* «Узнай, кто это». Покажите детям части предмета и спросите, какой это предмет. Например: крыша дома; туловище птицы; морда и хвост собаки.

* «Чей силуэт?» (изображены силуэты зверей, птиц).

* «Найди свой предмет». В этой игре детям раздают половинки различных предметов. Играющие должны найти недостающие детали (половинки) к своим предметам.

                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                           

                                                

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.