Подвоз учащихся на учебные занятия и обратно, на экскурсии осуществляется согласно Правилам автомобильных перевозок пассажиров, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
После учебных занятий учащиеся учреждения образования, которые нуждаются в подвозе школьным автобусом, находятся в фойе школы. Они строятся в колонну по два человека и выходят на улицу в сопровождении двух педагогических работников, которые отвечают за безопасность детей во время подвоза.
Перемещение колонны осуществляется согласно Правилам дорожного движения. Сопровождающие находятся спереди и сзади колонны, в руках у них находятся красные флажки. На первых в колонне и замыкающих колонну учащихся надеты световозвращающие жилеты.
Колонна детей направляется на специально отведённую для посадки площадку (остановку). На площадке дети находятся на безопасном растоянии от проезжей части дороги.
На посадочную площадку подъезжает школьный автобусв технически исправном состоянии, что потверждается сертификатом о прохождении государственного технического осмотра, разрешением на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. В путевом листе водителя имеется отметка о допуске к управлению по состоянию здоровья. На автобусе, независимо от времени суток, включен ближний свет фар. Школьный автобус оборудован проблесковыми маячками, впереди и сзади – табличками с надписью “Дети”. Оснащен двумя аптечками, двумя огнетушителями, противооткатным упором, знаком аварийной остановки.
Посадка осуществляется только при полной остановке автобуса и только через переднюю дверь. При осуществлении посадки детей в автобусе включена аварийная световая сигнализация.
Сопровождающий колонну педагог заходит в автобус первый и проверяет, всё ли в порядке в автобусе (закрыты ли окна, люки), обращает внимание на адекватное состояние водителя автобуса.
Учащиеся заходят в автобус по одному, аккуратно складывают школьные сумки, портфели на специально отведенную полку. В первую очередь осуществляется посадка учащихся младшего школьного возраста. Последним в автобус заходит второй сопровождающий педагог. Общее количество перевозимых в автобусе учащихся не превышает числа мест для сидения.
Дети рассаживаются вначале на первые сиденья, затем на вторые и т.д. (не пропуская сидений). Заняв свои места, ребята поднимают ручки сидений и пристёгиваются ремнями безопасности.
Сопровождающие педагоги проверяют количество детей согласно списку. Далее с ребятами повторяются правила безопасного поведения во время движения автобуса. Педагоги напоминают, что:
- категорически запрещается отвлекать водителя посторонними звуками (разговорами по сотовому телефону, криками, громкими разговорами);
- запрещается открывать окна;
- во время движения запрещается отстёгивать ремни безопасности, вставать со своих мест и перемещаться по салону;
-запрещается без необходимости использовать кнопки вызова водителя и аварийного открывания дверей;
- при плохом самочувствии или недомогании необходимо сообщить сопровождающему педагогу.
Педагогиубеждаются в хорошем самочувствии детей, в том,чтобы дети были пристёгнуты, и занимают места в начале и конце салона автобуса. Сообщают водителю, что можно ехать.
Водитель убеждается, что обеспечены все условия безопасной перевозки пассажиров. Движение автобуса начинается только с закрытыми дверями.
Во время движения автобуса педагоги обсуждают с учащимися школьный день, задают занимательные вопросы, проводят тематические викторины, игры.
По прибытию на остановочный пункт после полной остановки автобуса ребята отстегивают ремни безопасности, поднимают ручку сидения, встают с места, забирают свои вещи.
При осуществлении высадки детей из автобуса включена аварийная световая сигнализация.
Первым через переднюю дверь выходит сопровождающий педагог. Дети выходят из автобуса только с разрешения сопровождающего учителя в том же порядке, как и при посадке.
При высадке из автобуса каждый обучающийся должен переносить портфель одной рукой, а другой при спуске по ступенькам держаться за поручень. Сопровождающий педагог оказывает необходимую помощь, поддерживает учащихся под руку. Последним из автобуса выходит второй сопровождающий учитель.
Выйдя из автобуса, ребята отходят на безопасное расстояние от проезжей части дороги, выстраиваются в колонну по два человека.
Опытный водительский глаз строго следит через зеркала заднего и бокового вида за обстановкой в автобусе и на проезжей части. Убедившись, в том, что все пассажиры покинули автобус, что дети находятся на безопасном расстоянии, водитель закрывает дверь, автобус отъезжает.
Только после отправления автобуса, учащиеся в сопровождении педагогов, перемещаются в нужном направлении согласно Правилам дорожного движения.
Правила для обучающихся по безопасному поведению при посадке, высадке и поездке в общественном транспорте
1. Общие требования безопасности
1.1. Соблюдение данных правил обязательно для всех обучающихся, пользующихся автобусными перевозками
1.2. К поездкам допускаются школьники, прошедшие обучение правилам безопасного поведения при пользовании общественным транспортом.
2. Требования безопасности перед началом поездки, во время посадки и поездки
2.1. Перед началом поездки учащиеся обязаны:
изучить привила безопасности при поездках;
ожидать подхода автобуса в определенном месте сбора(автобусная остановка);
спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
не выходить навстречу приближающемуся автобусу.
2.2. После полной остановки автобуса, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войти в салон, занять место для сидения.
2.3. Во время поездки школьники обязаны соблюдать дисциплину и порядок. Обо всех недостатках, отмеченных во время движения поездки, они должны сообщать кондуктору, водителю, учителю.
2.4. Учащимся запрещается:
загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;
вскакивать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криками;
создавать ложную панику;
открывать окна, форточки и вентиляционные люки без разрешения водителя.
3. Требования безопасности в аварийных ситуациях
3.1. При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма учащийся обязан сообщить об этом водителю, кондуктору.
3.2. При возникновении аварийных ситуаций (технической поломки, пожара и т.п.) по указанию водителя или взрослого школьники должны быстро, без паники покинуть автобус.
4. Требования безопасности по окончании поездки
4.1. По окончании поездки учащийся обязан:
после полной остановки автобуса спокойно, не торопясь выйти из транспортного средства. При этом первыми выходят школьники, занимающие места у выхода из салона;
не покидать место высадки до отъезда автобуса.
Правила для обучающихся по правилам безопасного поведения при поездках в школьном автобусе
1. Общие требования безопасности
1.1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, пользующихся автобусными перевозками, организованными гимназией.
1.2. К поездкам допускаются школьники, прошедшие обучение правилам безопасного поведения при поездках в школьном автобусе.
1.3. Учащиеся допускаются к поездкам только в сопровождении учителя либо прошедшего соответствующий инструктаж взрослого из числа родителей.
1.4. Количество пассажиров в автобусе не должно превышать число мест для сидения.
2. Требования безопасности перед началом поездки, во время посадки и поездки
2.1. Перед началом поездки учащиеся обязаны:
пройти инструктаж по технике безопасности при поездках;
ожидать подхода автобуса в определенном месте сбора (фойе гимназии);
спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
по распоряжению сопровождающего произвести перекличку участников поездки;
не выходить навстречу приближающемуся автобусу.
2.2. После полной остановки автобуса, по команде сопровождающего, спокойно, не торопясь и не толкаясь, войти в салон, занять место для сидения.
2.3. Во время поездки школьники обязаны соблюдать дисциплину и порядок. Обо всех недостатках, отмеченных во время движения поездки, они должны сообщать сопровождающему.
2.4. Учащимся запрещается:
загромождать проходы сумками, портфелями и другими вещами;
вскакивать со своего места, отвлекать водителя разговорами и криками;
создавать ложную панику;
открывать окна, форточки и вентиляционные люки без разрешения водителя или сопровождающего.
3. Требования безопасности в аварийных ситуациях
3.1. При плохом самочувствии, внезапном заболевании или в случае травматизма учащийся обязан сообщить об этом сопровождающему.
3.2. При возникновении аварийных ситуаций (технической поломки, пожара и т.п.) по указанию водителя и сопровождающего школьники должны быстро, без паники покинуть автобус.
4. Требования безопасности по окончании поездки
4.1. По окончании поездки учащийся обязан:
после полной остановки автобуса и с разрешения сопровождающего спокойно, не торопясь выйти из транспортного средства. При этом первыми выходят школьники, занимающие места у выхода из салона;
по распоряжению сопровождающего произвести перекличку участников поездки;
не покидать место высадки до отъезда автобуса.